Фото на Гелиос 40-2 (часть 1)

Не для кого не секрет, что современные объективы для фотокамер стоят дорого. Но даже любителю через некоторое время после покупки новенькой камеры с «китовым» объективом, захочется приобрести пару новых «стёкол». А профессиональный фотограф просто обязан иметь объективы для различных типов съёмки.

Многие фотолюбители со стажем могут похвастаться неплохой коллекцией старых советских объективов, заточенных под резьбу М42 или М39. Многие не используют эти объективы, так как считают их сильно устаревшими или куда менее качественными по сравнению с современными объективами. Конечно какая-то доля истины в этом есть. По сравнению с современными, старые объективы не имеют автоматической фокусировки, систем стабилизации, обладают не таким современным просветляющем покрытием. Зато некоторые экземпляры могут сделать просто волшебную картинку.

Объектив Гелиос 40-2

Меня заинтересовали несколько советских объективов, но я хочу остановить своё внимание на Гелиос 40-2 (85 mm f/1.5) — это светосильный телеобъектив с однослойным просветлением для фотоаппаратов с присоединительной резьбой M42.

По одной из версий оптическая схема была позаимствована у объектива Carl Zeiss Jena Biotar 75mm f/1.5. С другой стороны известно, что первые Планары были рассчитаны в ГОИ в мае 1937 года. Так что, вполне возможно Гелиос 40-2 — плод трудов отечественных инженеров-оптиков.

Особая прелесть этого объектива состоит в выдающейся пластичности картинки и в его рисунке размытия переднего и заднего плана (Боке) на диафрагмах 1.5-2. Размытие получается с характерным закручиванием. Особенно эффект выражен на диафрагме 1.5. На этой же диафрагме выраженный эффект виньетирования, но в портретной съемке его нельзя назвать минусом, так как он добавляет дополнительный эффект объема (тоннельный эффект).

Нужно учитывать еще одну особенность объектива Гелиос 40-2 85 mm f/1.5 — провал графика MTF примерно посередине между центром и краем. Это означает что в этой области будет падение резкости изображения.

Свадебная съёмка и фотосессии

Проанализировав фотографии, сделанные на Гелиос 40-2 на свадьбах и фотосессиях, я пришел к мнению, что именно они передают естественность и придают какую-то старину снимкам. Отличаются не только красотой картинки, но и спокойностью. И естественно, особенное размытие фона и своеобразная прорисовка деталей в этом размытом фоне делает этот объектив интересным.

В общем, если вы хотите получить красивую картинку с минимальнымизатратами, рассмотрите варианты отечественных объективов. Они этого стоят и заслуживают вашего внимания. А ниже приведу первые свои снимки, которые я сделал в 2011 году, когда приобрёл этот объектив.

Надеюсь, статья будет полезна начинающим фотографам.